Бимакс_длинный

 

ЕГЭ

Отличная фраза из фильма про Пауло Коэльо «Если ты чего-то по-настоящему хочешь, то весь мир поможет тебе» (из его «Алхимика») прекрасно описывает произошедшее со мной в июне-июле. Именно тогда мы с газетой «Вечернее Белово» начали проект «Беловская Высота». Эмоции зашкаливали своим позитивом и были отличные предчувствия, которые не обманули меня!

 С момента появления ЕГЭ по математике как обязательной формы экзамена (по результатам которого можно и не получить аттестат) только и приходилось слышать стенания учителей и учеников: это «ужасно и неправильно» что таким страданиям они подвергаются. Кроме того, многие критики говорят о том, что экзамен де необъективен и не выявляет объективных знаний. Не знаю как другие ЕГЭ, но профильная математика (где уже давно убраны тестовые вопросы) - серьезное испытание не только для знаний и понимания, но и выстраивания всего «тренировочного процесса», если вообще уместна такая спортивная терминология. По его результатам человек поступает в институт на свою специальность на бюджет или срезается даже с контрактной формы, а то и вообще не получает аттестата (а что, и двойки случаются!).

ЕГЭ профиль не отменят точно. Хотя, конечно, необходимо совершенствовать экзамен. И не отказываться в ведущей группе вузов от ДВИ (дополнительных вступительных испытаний). Надо сказать, что оптимальной формы экзамена вообще не возможно достичь, ведь экзамен – это всегда стресс. Перед учителем стоит задача не только дать знания и культуру рассуждений, но и научить ученика оформлять правильно, лаконично свои мысли и приучить творческому подходу к математике. Тут необходимо вести умных, ищущих учеников по разного рода мероприятиям, как то: олимпиады, математические бои и т.д. Короче, я считаю, что учитель сам должен проходить ЕГЭ профиль, и успешно его сдавать по тем же правилам что и выпускники, даже если он учит младшие-средние классы школы. Так люди, не любящие свою профессию, будут «вырубаться» прямо со входа в нее!

Я принял решение испытать себя огнем настоящего ЕГЭ, благо, что право записаться на него есть у каждого. А что, репетиторством же я занимаюсь и к олимпиадам готовлю – значит, должен соответствовать. Мало ли людей с математическим образованием и научно-методическими статьями есть, как узнаешь не «профессор кислых щей» ли он? Сам я в 1996 году закончил Кемеровский государственный университет, математический факультет (перевелся из Ереванского, в который поступил в 1991 году). Занимаюсь исследованиями в области фундаментальной и прикладной математики.

Но прежде чем готовиться к ЕГЭ (особенно к профильной математике) или различным олимпиадам по математике, надо проникнуться любовью к этой одновременно очень юной и одной из самых древних наук.

Если математики что-то доказали пусть и тысячелетия назад, то их доказательство не отменит и Страшный Суд! Ни в одной из наук этого нет (да и во всех областях человеческой деятельности). Ведь даже если в них (не в математике) и удается избежать влияния авторитетов и необъективности, то сами понятия, определения, термины постоянно меняют значения, уточняются, один закон этой области знания постоянно отменяет предыдущий (и для этого должны пройти далеко не столетия). Можно сказать, что критерий истины (доказательство, проведенное по всем правилам) острее всего чувствуется в математике как самой абстрактной из когда-либо существовавших наук. В самом деле - кто видел живой треугольник или многообразия или встречал функцию прямо на работе? Даже с целыми числами та ж проблема (один мой друг и один прохожий явно существа разных порядков)!

И можно подумать, что математики всех времен и народов специально «понасоздавали» всяких определений, сочинили свои задачи, леммы и теоремы, выдвигали гипотезы, чтобы только сильнее помучить мирное население, вынужденное сдавать их в форме ЕГЭ или дополнительных вступительных испытаний. Либо отточить свое мастерство полемики и диспута (так и зародилась логика в Древней Греции и матлогика), стать непобедимым в споре (в суде это неплохо, правда?) и похвастать об этом перед современниками и потомками в своих монографиях. Или и вовсе позировать на фоне фараона (до появления одноклассников оставалось какие-то 4000 лет!

Математик мог прекрасно быть и жрецом, и писцом в Древнем Египте. Польский фильм «Фараон», думаю, хорошо помнит среднее и старшее поколение, где предсказанное солнечное затмение сыграло свою политическую роль. Да и потенциал военный зависел от этих объемов и площадей, количества работников и т.д., так что первое моделирование в государственном масштабе должны были проводить и жрецы, и сборщики, и писцы, и военные, равно как и разведчики, и купцы для грамотных оценок перспектив торговли. Ну а развитие астрономии невозможно было бы без геометрических представлений, не случайно самыми эффективными (до Коперника) географическими картами были птолемеевские (в Древнем Египте наука носила скорее кастовый характер для своих ребят, но сильные религиозные мотивировки, например, астрономии, очевидны).

Самыми частыми посетителями концертов классической музыки являются математики. Подавляющее большинство моих знакомых математиков ближе всего к своей науке ставят именно музыку (а не физику, например). Есть такое изречение, что все науки тяготеют к математике, как все искусства к музыке (и нот со звуками никто не созерцал в чистом виде ведь тоже!).

Знаменитый физик Юджин Вигнер говорил о «непостижимой эффективности математики» в физике. Что касается квантовой механики, там вообще математическое понимание важнее физического и уж точно предшествует ему. Полю Дираку (одному из творцов современной физики) принадлежит блестящая фраза «Если мы хотим построить новую физику, то должны отбросить начисто все так называемые предрассудки, которые суть физические представления. Взять красивую математическую теорию (область), но только действительно красивую! И тогда обязательно найдутся физические явления, которые ею описываются». Конечно, профессиональные математики занимаются математикой не из утилитарных соображений (прямой пользы). Хочется, по крайней мере, верить в это. Ведь как говорил Карл Якоби, «математика служит прославлению человеческого разума», ведь «нет в математике символов для неясных мыслей»!

…Вернемся к экзамену ЕГЭ. Записался я в беловском ИМЦ как выпускник прошлых лет. Экзамен прошел в Кемерове 30 июня 2016 года.

Узнав свой результат в 90 баллов и проверив на официальном сайте центра качества мониторинга, я понял, что все зачтено из того к чему «притронулся». Остается жалеть, что я не решил три задания: задачи №14 (стереометрия), №16 (планиметрия) и №17 (экономическая). Надо сказать, что я не решал «под таймер» когда перед экзаменом смотрел задачки. Не то, уверен, набрал бы не менее 95 баллов! Иначе не было бы колоссальной потери времени на первые 12 задач (бывшая часть Б) и на задачи №№ 13, 15.

Поняв, что все равно не потяну все задачки за оставшееся время, перешел на две последние задачки №18 (с параметром) и №19 (чистую олимпиадную!). Но и там, на удачной для меня задаче №18 ушло не только уйма времени, но и бумаги (чистых бланков экзаменационных). Я уловил недовольные нотки комиссии из находящихся в аудитории (зачем ему столько бланков?!). Надо сказать, что абсолютно справедливый упрек, оформлять надо было более кратко (но «цена вопроса» для меня была велика, я писал так, чтоб у проверяющих не осталось и доли сомнения). Задача была решена мной графически. После этого на последнее задание у меня оставалось двадцать минут – решение окончил (и второй способ нашел), когда женщина из комиссии повторила «закончить работу»!

12 июля я пришел на апелляцию. Председателем конфликтной комиссии была Марина Петровна Гераськина, занимающая должность начальника управления общего образования департамента образования и науки Кемеровской области. Я показал листок со вторым способом решения последнего задания Рагулину Владимиру Васильевичу – председателю предметной комиссии по математике в Кемеровской области. Затем рассказал об олимпиадной работе, которую веду в Белово с учениками, тренируя их к турам Всеросса (так называют Всероссийскую Олимпиаду школьников по математике). Кроме того, показал номера газеты «Вечернее Белово» с олимпиадой.

Марина Петровна сказала, что в доме отдыха «Сибирская сказка» http://skazka42.ucoz.com/ в январе будут сборы, и хочу ли я готовить к региональному туру олимпиадников Кемеровской области и проверять их задания. На что я тут же ответил согласием (не баллом же единым, как говорится!).

Весь мир на ладони - ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, кого я буду тренировать в январе! Я лично считаю, что для преподавателя математики в Кузбассе большего признания не существует, как работа с самыми одаренными детьми в области, и подготовка их к попаданию в состав сборной России. Владимир Васильевич, правда, справедливо посетовал, что планиметрия и стереометрия остались нетронутыми мною в части С. Ну, эти огрехи будем заделывать перед тренировкой олимпиадников. Все верно, тренер-математик сам, прежде всего, должен быть в хорошей математической и особенно геометрической форме!

Надеемся, что из наших будущих подопечных «Сибирской сказки» кто-то пополнит ряды сборной России на IMO 2017 - международной Олимпиады школьников по математике (на сленге МежНар). Уверен, и в Кемеровской области растут свои Перельманы, и наследники академиков Колмогорова, Арнольда! Ведь многие знаменитые ученые именно так и входили в большую науку. Верьте в свои мечту и талант.

 Я твердо считаю, что стоило бы мне понизить планку требований к себе, как деградировал бы. Я благодарен всем талантливым беловчанам, в особенности ученикам, увлекающимся математикой, что «тренировали» меня и разговаривали на олимпиадные темы. Приглашение в «Сибирскую сказку» – это в большой степени их заслуга! Упомяну только некоторых из них: Патимат Шабанова, Циклер Егор, Боровиков Илья, Кузин Илья, Хмых Максим. Надеюсь, что в январе поработаю и с беловчанами, ведь я уверен, что очень много не ограненных алмазов ждет своего признания. Мы должны прославить свой родной город Белово!

Эрнест Саркисян, тренер по олимпиадной математике