Часть 3. Вино, женщины, математика…

Сперва хотелось бы выразить благодарность всем единомышленникам нашего мероприятия. Помощь делом, а то и просто добрым словом, критикой, обменом идей особенно важны на начальном этапе (как впрочем, и на остальных тоже) и мы рады, что в нашем городе и далеко за его пределами (!) есть энтузиасты олимпиадного движения и люди, которым небезразлично интеллектуальное состояние общества, в котором живем. Ведь математика – это не только и не столько «гимнастика ума», сколько «гимнастика души» в очень широком понимании этого слова.

 

К примеру, ставить и придумывать интересные задачи, браться за решение неподъемных, наполеоновских, аккумулировать наблюдения и обобщения, понимать красоту фактов – это сопутствует любому, кто хоть немного занимается математикой. Даже на уровне сильного троечника (может быть, бессознательно!).

Предполагается проведение еще двух заочных туров (каждый будет длиться примерно месяц). По результатам трех заочных туров Всероссийской олимпиады школьников по математике прошлых лет, рейтинга читателей мы сформируем состав участников на очный тур «Беловской высоты». Этот амбициозный проект - отличный плацдарм для атак различных олимпиад, проводимых вузами и Министерством образования. Заметим, что последние дают привилегии при поступлении в лучшие (а, значит, и все остальные) учебные заведения страны вплоть до поступления в МГУ, МФТИ без экзаменов.

Очень многих привлекает связь математики с природными и общественными явлениями (это специально для физиков, экономистов, историков и прочих лириков). Понимать, если хотите, «философскую» начинку какого–либо логического (геометрического, алгебраического) утверждения - это значит быть познающим субъектом (исследователем, в полном смысле этого слова). Кроме того, преодолеваемые трудности, которые являются частым спутником математического образования любого человека, закаляют его волю, приучают к усидчивости, ответственности. Ведь необходимо записать ответ, причем до этого надо приводить обоснование хода мыслей, проделать честно проверку решения.

Ложь в математике бессмысленна, ведь все равно ее можно обнаружить через минуту или больше сколь-нибудь серьезных размышлений или приведя числовой пример. Как говорил старина Роджер Бекон еще в 13 веке: «Человек, не знающий математики, не только невежественен, а еще и не понимает меры своей невежественности». Не случайно у Платона, первого Идеалиста (в буквальном смысле этого слова), на двери было написано «да не войдет сюда человек, не изучавший геометрии». Правда, у нас двери участникам открыты, начиная с пятого класса (уже летом до начала учебы), хотя официально вроде ничего геометрического они не изучали пока!

Да, кстати, мы получили письмо от Демина Дмитрия, студента-первокурсника НГУ, и Валентины Бутыриной, ученицы 10а класса гимназии №1 города Белово (ее учитель математики – Евгения Челяева) – наших первых участников. Отрадно видеть, что девушка в числе первых решила и притом обоснованно (навскидку, более тщательно проверю позже) некоторые задачки. Ну а то, что студент одного из центров современной математической логики и теории алгоритмов (Новосибирского Университета) заинтересовался нашими задачками – благотворно скажется на уровне «Высоты».

В нашей олимпиаде люди обязательно не только узнают что-то новое, но и взглянут на старые свои знания с других позиций. Сильным же ученикам мы советуем решать все задачи, сколь унизительно простыми они бы им не показались. Тут не место высокомерию. История «большой» математики знает немало примеров, когда не доказывали «очевидные» утверждения. А потом оказывалось, что они вообще-то не верны! Если уж совсем «плевая» для вас задача, то приведите еще один способ ее решения. Все повлияет на турнирное положение, рейтинг, ну и расширит ваши кругозор и мышление.

Повторюсь, что начиная со второго тура задачки будут разбиты на три категории: 5-7 классы, 8-9, 10-11. Любители же смогут решать любую задачку. Ну а студенты вузов будут решать 10-11 (для первых призов, хотя мы можем оценивать и все). И еще вот что важно. Решая задачи, участвуя в «Беловской высоте» вы незримо конкурируете между собой - умными и одержимыми страстью познания и соревнования ребятами (или взрослыми людьми). Тем самым, формируете круг интеллектуального общения, делитесь между собой новыми мыслями, задачками.

Появится еще одна мотивация – расти над собой. Взойдете на новые высоты (и уже далеко не беловские). В противном случае, без обмена идеями формирующийся интеллект может закиснуть. Мы должны заниматься тем, что нас «качает». А интеллектуальное соревнование «качает» еще как! Вот почему мы принимаем письма и отвечаем (когда подводим итог проверке работ) не только с задачами «Беловской высоты», но и с примерами, которые в статьях «Вечернего Белова» и вашими лично задачками или такими, которые вы узнали от других. Просьба оставлять ваши контакты в редакции, чтоб при случае отвечать вам лично.

Неплохо бы провести турнир математиков, преподавателей математики. Почти как в средневековой Италии! В ходе которых, кстати, произошло открытие решения кубических уравнений и уравнений четвертой степени с помощью алгебры. Это день, когда европейская математика превзошла древнегреческую хоть в чем-то. Мы вернемся в следующих статьях к этой дискуссионной истории, полной человеческих страстей, личных трагедий и по своему милой, но и смешной. Касаться она будет, в том числе, и автора карданной передачи, так что милости просим любителей механики и водителей со стажем прочитать следующий номер.

Мы ждем решения задач про бактерии и программистские трюки из прошлой статьи. Но сейчас приведем одну историю с Омаром Хайямом (многие ли читали его стихи про вино и женщин, и споры с Создателем? А знать, что он первым решил кубическое уравнение, причем с помощью стереометрии, и является автором точнейшего Иранского календаря, обязан каждый троечник по математике и истории! Надо сказать, что в его эпоху центр математики был в исламских странах). Омара вызвали во дворец к султану Альп Арслану.

Молодой султан сказал. «Я убедился в мудрости своего любимого звездочета Омара. Но может ли он узнать, какая из трех самых любимых жен (китаянка, персиянка или гречанка) навестила меня последней, если я скрою пока это от тебя? Ты должен придумать один вопрос, на который я честно дам один из трех ответов: «да», «нет» или «не знаю», после чего ты укажешь мне национальность жены, что навестила меня последней. И, тогда, щедрая награда султана ожидает тебя, о мудрейший из смертных!»

Какой же вопрос на месте Хайяма задали бы Вы султану? Считаем, что султан знает математику хотя бы на уровне беловского шестиклассника. Ждем ответов, о, не равнодушный читатель! Польза от решений этих задачек большая еще и в том, что в следующих турах в измененном виде они войдут в олимпиаду.

Э.В. Саркисян,
тренер по олимпиадной математике,
e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел. 8-906-923-50-59

Продолжение следует.